Статьи

5 июля

ТРЕТЬЯ СТОРОНА ЛУНЫ

"Я рисую бамбук для того чтобы дать волю чувствам, скопившимся в моем сердце, вот и все. Откуда мне знать похоже ли нарисованное мною на бамбук или нет, пышная или скудная у бамбука листва, прямы или согнуты его побеги? А если я размажу тушь на бумаге, многие подумают, что я нарисовал не бамбук, а тростник. Но если я и сам не уверен, то посторонним догадываться еще труднее..."  НИ ЦЗАНЬ (XIV в.)

 



Работая над этими строками невольно наткнулся на статью о явлении нам в девятнадцатом веке еще одной стороны луны это странное событие немало шума такое невозможно представить и невозможно забыть но я почему то начал сомневаться в правдивости этой истории мне стало казаться что она приснилась или выдумалась в моей голове мимоходом через плутания по лабиринтам бесчисленных историй о непознанном

сложно писать без знаков препинания и других хитростей правописания но это единственная возможность быть искренним с самим собой ведь люди уже давно перестали заниматься какой либо фильтрацией вообще писал в своем манифесте Андре Бретон мы стали глухими приемниками множества звуков доносящихся до нас словно эхо люди превратились в скромные регистрирующие аппараты отнюдь не завороженные теми линиями которые они вычерчивают

но я хотел бы поговорить о другом об этой третьей быть может даже и не существующей в нашей реальности стороне луны вновь возникшей когда я опустился на с блокнотом и ручкой на свой диван от сотрясения которого квадратный полуметровый багет стоявший на его спинке опрокинулся на меня и не задев головы опустился на колени как бы перенеся меня внутрь воображаемой картины на которой справа были залитые солнцем луга  рощи и соборы а слева равноудаленно от них трансформировался ртутным шариком новый облик луны

именно эта предельная полярность в которой потрясающая правдивость и и жизненность с одной стороны и безжизненная потусторонность с другой вдруг взаимно уравновесились относительно нулевой отметки и в которой я оказался в тот самый момент придерживая на своих коленях багет позволили ощутить мне нулевую мнимость сквозь которую сквозит «унгрунд» как сказали бы немцы бездна которая столь же непостижима и реальна как и все новое пространство на картинах Моне прославившегося своим талантом видеть красоту в том на что мы зачастую даже не обращаем внимания

его картины открываются зрителю сразу не претендуя на неторопливое и последовательное разглядывание не рассчитывая на медленное обогащение подробностями и частностями и в этом смысле их восприятие отчасти напоминает мне то как люди смотрят на вещи в повседневной жизни

если нет специальной задачи мы видим предмет как правило сразу целиком минуя любые подробности нам становится достаточно лишь суммарного общего ощущения но в то же время этой зрительной мгновенности восприятия великому импрессионисту оказывается вполне достаточно чтобы пробудить нашу память и максимально обострить ее визуальную активность усиливая таким образом цельность и сосредоточенность общего впечатления с другой стороны эта мгновенность проявления формы закономерно снижает ее отчетливость ведь всегда есть нечто скрытое как бы ускользающее даже в самой ясной прозрачности

и если вы еще здесь мой читатель то по достоинству оценили эту цитату из забытой всеми книжки на которой покоится мой блокнот а что до наших баранов то стоит наверное выйдя из дома присмотреться ночью к знакомой с детства луне и может неспешно плывущий диск над нашими головами уже давно поменял свои пятна

хотя кто знает что вы там увидите ведь по тому же бретону мы совершенно честно возвращаем талант которым нас когда то ссудили так что если хотите вы с таким же успехом можете беседовать со мной о таланте вот этого зеркала этой двери или этого небосвода опять об этой луне все я снимаю с себя багет и ставлю его на место точка   

Текст и иллюстрации Юрий Быков. Журнал PROМЫШЛЕННИК №26, 2007 год.